Традиции, касающиеся похорон и последующих поминок, у осетин в первую очередь обращены к культу предков. Их главная составляющая - это обеспечение покойного всем тем, что может ему понадобиться в ином мире. Уже с 19 века обычаи стали привязываться к религии (христианство и ислам).
До сегодняшнего дня сохранились в своем классическом виде оплакивания, которые доходят иногда до царапанья лица и вырывания на себе волос. Однако это касается только родственников, друзья и соседи должны стоять с опущенной головой. Стоит отметить, что осетины не употребляют глагол "умер", у них он заменен на глагол "пострадал".
Языческие особенности осетинских похорон
Одна из традиций, присутствующих, пожалуй, в любой религии, - омовение тела, которое совершают мужчины или женщины, в зависимости от пола умершего. Погибших в бою не обмывали и не переодевали, считая их смерть самой достойной. Зачастую на грудь покойного могли положить ножницы (возможен другой острый железный предмет). Символизирующие оберег от нечистой силы. После проведения необходимых приготовлений тело накрывалось тканью и его несли на кладбище или в семейный склеп. Похороны обязательно закончить до заката.
Поминальная трапеза
На поминки у осетин приходит много народа, именно поэтому их считают самыми разорительными. Родственники, обычно, не скупились в провожании усопшего в последний путь. Особое место отдавалось трауру, который длится от сорока дней до года.
За поминальным обедом собирались не только для того, чтобы покушать и выпить, но чтобы пообщаться. В начале накрывается стол. Делается это по особым канонам: в начале выставляют солонки, а затем возле места, где будет сидеть старших в роду ставят очищенную вареную голову животного, которое было заблаговременно забито. Затем выносит пироги, символизирующие богов Хуыцау, Хур и Заехх. На выпечку возле старших располагают плечевую часть забитого животного, прожаренные три правых его ребра и шампур, а который насажены его внутренние органы (печень, легкие). По окончанию приготовлений хозяин дома приглашает пришедших к столу. Женщинам принято накрывать в отдельном месте. Распространенный на осетинских поминках напиток - пиво.
После того, как все гости расположились, начинается трапеза. Старейшина встает с бокалом в одной руке и плечом забитого животного в другой; поднимаются остальные. Следующие по возрасту также держат бокал и три ребра и шампур соответственно. Хозяин читает молитвы и освящает стоящие на столе пироги. Далее по кругу передается базыг, так как это считается символом передачи мудрости и силы младшему поколению. По окончании молитв настает время тостов: первый обращен к святому Георгию, второй – к Тбау Уацилла,а затем - к организатору поминок. Также пьют за ангелов и духов, за благополучие в домах присутствующих, за единство и процветание Осетии.